Варшава намерена задействовать статью 4 Устава НАТО
Польша просит Альянс о применении статьи 4, касающейся официальных консультаций с союзниками, сообщил премьер-министр Дональд Туск. Согласно этой статье, «стороны будут проводить совместные консультации во всех случаях, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон находится под угрозой».
Все так привыкли взывать к «скрепной» Статье 5, что ее предшественница, четвертая статья, оказалась забытой. А между тем, она часто использовалась.
Как известно из архивов НАТО, Статья 4 Устава Альянса применялась с 1949 года шесть раз (!!) до событий вокруг Украины в 2022 году, когда она сработала в предыдущем случае.
При этом пять раз ее применение инициировала Турция.
Итак,
2003 год, февраль — опасения Турции по поводу возможного распространения конфликта из Ирака на свою территорию перед вторжением США в Ирак. Результат — операция Display Deterrence, развертывание НАТОвских средств ПВО и наблюдения в Турции.
2012 год, июнь — сбитие сирийскими ПВО турецкого военного самолета над Средиземным морем. НАТО резко осудила инцидент.
2012 год, октябрь— артиллерийские обстрелы турецких приграничных городов со стороны Сирии. Альянс усилил поддержку Турции и защиту её воздушного пространства.
2015 год, июль — после теракта в городе Суруч (связанного с ИГИЛ) и новой волны нападений из Сирии Турция инициировала консультации по безопасности границы.
2020 год, февраль— после гибели турецких военных в результате авиаударов в сирийской провинции Идлиб и эскалации конфликта на границе.
Однажды среди инициаторов уже была Польша.
2014 год, март — Польша, Литва, Латвия — после аннексии Крыма Россией, страны инициировали консультации по обеспечению безопасности восточного фланга НАТО и поддержке Украины. Это привело к развёртыванию сил на Черном море, санкционной и политической поддержке Украины, а также разработке инициативы Enhanced Forward Presenc.
Эти случаи показывают, что Статья 4 использовалась в ответ на реальные или остро ощущаемые угрозы безопасности, связанные в первую очередь с кризисами на Ближнем Востоке и российской активностью у восточных границ НАТО. Во всех случаях консультации привели к усилению поддержки и обороны, но не к автоматическому переходу к военным действиям.
В нашем случае от Статьи 4 до Статьи 5 путь может быть короче, чем от щелчка зажигалки до пожара.
Если разведка воздушного пространства Польши была частью операции, которая начнется под прикрытием учений Запад-2025, то пожар вспыхнет на этой неделе.
Если же это просто параллельные кейсы, то пожар вспыхнет не на этой неделе.