Интересная дискуссия о целесообразности сотрудничества с Россией и Ираном под зонтиком Китая набирает ход в ЮАР.
Я упоминал, что две недели назад там проходили военно-морские учения, которыми фактически руководили китайцы на инфраструктуре армии и в территориальных водах ЮАР.
При этом, когда появилась информация о составе участников, ещё осенью 2025 года оппозиция и отдельные представители правящей партии в парламенте начали задавать вопросы – а зачем нам эта красота? На эту же тему слегка вибрировал Вашингтон.
Военные эксперты из региона отмечали, что тренировка флота с другими флотами – это позитив и рост обороноспособности. Однако выбор партнёров ставили под сомнение. Если Китай реально важен (торговый партнёр №1), то с Россией и Ираном прикладные взаимоотношения невелики.
Единственное обоснование: подразнить такими учениями США, натягивая рамку «первых военных манёвров БРИКС+». Что изначально выглядело как сомнительная идея, от которой открестились Индия и Бразилия. Хотя один корабрь - "чисто посмотреть одним глазком" - прислали ОАЭ, что на фоне участия Ирана добавляло пикантности.
Ввиду чего была сформирована и донесена до президента и министерства обороны ЮАР позиция, что участие кораблей Ирана нежелательно. И вроде как власть обещала, что иранцев не будет. Якобы президент ЮАР Сирил Рамафоса дал соответствующее поручение.
По факту – три иранских корабля приняли участие (в том числе - крупнейший корабль ВМФ Ирана IRINS Makran, переделанный из коммерческого судна), а на страницах Национальных сил обороны ЮАР сами себя задокументировали публикациями с представителями Ирана. Заход иранских кораблей в порты освещала пресса. Т.е., секрета никакого не было.
Разгорелся скандал, министра обороны Энджи Мотшегку начали публично пороть. Министерство обороны сделало круглые глаза и с криками «да не может быть!» пообещало разобраться. Создана комиссия высокого уровня для расследования обстоятельств. Что уже слегка отдает фарсом.
На старте военное ведомство порицали за обман президента и парламента. Оказалось, что всё хуже.
Предварительно выяснилось, что министр обороны ЮАР честно пыталась донести китайцам опасения. Состоялась встреча, но китайские организаторы учений отправили её в сад на её же территории. И она отползла. Возобладала некая высшая политико-дипломатическая логика.
Выглядит это всё очень некрасиво – как неспособность защитить собственный суверенитет.
Следующий уровень дискуссии – а как сбалансировать прикладные партнёрства с антиколониальным дискурсом. Ибо риторика борьбы с колонизаторами заходит на ура, при этом связи с США, Британией и Европой никуда не деваются.
Вторым по значимости торговым партнёром ЮАР является Германия, объём торговли в 20 раз превышает взаимодействие с Россией ($20 млрд против $1 млрд). С Ираном – ещё меньше, однако Иран покупает в ЮАР «детали космических аппаратов» и … БПЛА, а также компоненты к ним. Куда потом девает эти БПЛА Иран – отдельный вопрос.
Может статься, что ЮАР окажется косвенно замешанной в военной агрессии, как это уже случилось с отправкой юношей «на учёбу» в Россию, завершившейся попаданием в армию.
Нарастает волна, что больше никаких иранцев и никаких россиян нигде и никогда. И требование внятных рамок в отношениях с Китаем.



















