По сообщениям западных СМИ, с 11 по 15 февраля украинские войска освободили 201 км² территории, хотя такие цифры не озвучивались ни одной украинской силовой структурой или официальным лицом, уполномоченными делать подобные заявления. Тем не менее о продвижении в Запорожской области сил обороны Украины регулярно заявляют так называемые российские “военкоры”, отмечающие и тот факт, что активизация украинских войск началась буквально сразу же после блокирования “серых” терминалов Starlink у россиян.
Очевидно, что Генштаб ВСУ воспользовался ситуативным моментом и развернул по довольно широкому фронту серию контратакующих действий тактического характера, с целью улучшения своих позиций накануне планирующегося российским командованием весенне-летнего наступления. В СМИ и в открытых источниках сейчас присутствует информация в основном об активных действиях украинских войск по фронту около 45 километров от Гуляйполя, вдоль реки Гайчур, до междуречья Волчья-Вороная в Днепропетровской области. Но в действительности масштаб контратак значительно шире, нежели на картах, и охватывает Запорожское направление, в районе Степногорска, Добропольское направление и ряд участков фронта по Лимано-Купянской оси.
Российская сторона называет эти действия контрнаступлением, но они таковыми не являются. А представляют собой тактического уровня операцию, основанную на факторе потери стабильной, качественной связи противником.
Фактор Starlink
Долгое время практически всё фронтовое взаимодействие и связь в российских оккупационных войсках основывались на применении “серых” терминалов Starlink как основного средства коммуникации. При этом в самой России использование Starlink невозможно, оно программно заблокировано над территорией этой страны, но стоило терминалу приблизиться к границе с Украиной, как он начинал работать.
Присутствие “серых” терминалов Starlink на территории Украины позволяло российским войскам организовать не только высококачественную спутниковую связь между своими подразделениями, но и активно их применять для ударов вглубь тыловой зоны страны. Практически все штурмовые действия российских малых тактических групп осуществлялись в рамках стабильной коммуникации посредством Starlink. Вся наступательная кампания россиян в 2025 году была завязана на применение именно этого средства коммуникации и не только.
В конце 2025 начале 2026 годов российские войска стали активно применять терминалы Starlink для размещения на ударных дронах тактического уровня Молния-2, на дронах-камикадзе Shahed-136, БМ-35 “Италмас”, а также приманках типа “Гербера”. Это делало российские дроны неуязвимыми для воздействия РЭБ, а также позволяло операторам управлять ими в реальном времени с минимальной задержкой сигнала.
Starlink не только был основой общевойсковой связи россиян, активно применяющейся на всех эшелонах, от линии боестолкновений, ближней тыловой зоны и глубже, но и обеспечивал российским войскам проведение системных ударов по тылу Украины. Его отключение посеяло настоящий хаос в российских войсках и дезорганизовало их на определённый момент времени. И именно этим моментом времени воспользовались украинские войска, перешедшие к проведению системных контратак, позволивших на тактическом уровне достигнуть определённых успехов, а именно:
— российские войска были отброшены от Новоалександровки, Вербового и Вишнёвого (Днепропетровская область);
— россиян не только вытеснили из окраин Тернуватого и Косивцевого, но и выдавили на левый берег Гайчур;
— в районе Степногорска россиян выдавили из фоанговых Приморского и Лукьяновки, где они пытались закрепиться в районе ландшафтного заказника “Степногорский”.
Таким образом, утратившие стабильную спутниковую связь россияне, хоть и пытались её заменить неким аналогом, им это так и не удалось. По одной простой причине – у России нет аналога Starlink. Есть только системы связи прошлых поколений, значительно уступающих по качеству Starlink, а потому заменить его полностью не способны.
Сейчас российская армия переходит на классическую общевойсковую связь, пытается наладить коммуникацию между подразделениями уровня как 2022 года, так и с учётом современных тенденций. В частности, российские войска активно возводят WiFi-мосты, а также переходят на использование спутникового интернета на базе спутников Ямал и Экспресс. Кроме того, начались испытания стратосферных 5G-платформ проекта «Барраж-1».
Россия, критически зависящая в военном деле от технологий НАТО, внезапно оказалась отрезана от их использования и стала резко проседать по фронту. Все те решения, которые пытается найти сейчас российское командование, конечно же, помогут им восстановить связь, но качества уровня Starlink им никогда не достигнуть. Российские войска в вопросах коммуникации были отброшены на поколение назад и это сразу сказалось на их положении, на поле боя. В свою очередь, украинские войска своевременно воспользовались этой ситуацией, срывая тем самым среднесрочные планы россиян по подготовке к весенне-летнему наступлению.



















