"Прошли три года и сто семьдесят один день войны" - Альфред Кох

"Прошли три года и сто семьдесят один день войны" - Альфред Кох

На сегодняшних картах ISW складывается «туманная» ситуация. Нет необходимости писать про все мелкие продвижения, атаки и контратаки

В целом, ситуация выглядит так, что где-то продвинулись россияне (напр. севернее Полтавки в Донецкой области, или в Милово, Харьковской), а где-то - ВСУ (напр. северо-восточнее Торецка, в Петровке, или в Волчанске).

Но главное, что на картах ISW по-прежнему фигурирует эта российская «блямба» северо-восточнее Покровска-Мирнограда и это значит, что ВСУ все еще никак не вытеснят те части российских войск, которые там проникли глубоко к ним в тыл. И чем больше времени проходит с момента этого вторжения россиян, тем все меньше шансов остается у украинцев, что им удастся их оттуда выгнать.

Сегодня опять многие эксперты главной причиной такого положения вещей называют отсутствие у ВСУ резервов и вообще - общий дефицит личного состава. В экспертном сообществе складывается консенсус, что дроны - это все очень хорошо, но держать фронт одними БПЛА невозможно. Нужны солдаты. И если их нет - то и шансов сколько-нибудь долго удерживать фронт тоже не будет.

Эта простая истина долгое время не казалась такой уж очевидной. Но чем дольше я смотрю на эту дискуссию, тем сильнее я склоняюсь к мысли, что концепция «Стены дронов» - не более, чем подгонка под заранее известный ответ и попытка украинцев все-таки придумать объяснение как победить (или хотя бы не проиграть) не имея достаточно солдат.

Ответ: «никак» - звучит слишком фатально. По-сути это приговор Украине, а люди склонны до последнего цепляться даже за самые дикие теории, лишь бы они давали пусть временную иллюзию, что шанс есть и не все еще потеряно.

Я и сам все время дисциплинировано старался культивировать в себе оптимизм и последовательно верил во все теории, которые объясняли как Украина победит Россию. Но верил лишь до тех пор, пока эти теории не вступали в очевидный конфликт с фактами. После этого я вынужден был расставаться с этими теориями, поскольку они не находили подтверждения на практике.

Но расставание с этими теориями давалось мне сравнительно легко потому, что к тому моменту украинские эксперты уже придумывали новую теорию, и я радостно хватался уже за нее. Отличие же нынешнего момента от всех предыдущих состоит в том, что после того, как дала трещину теория «Стены дронов», никакой новой - не появилось.

Мы первый раз за эту войну предоставлены самим себе и никто не стремится вооружить нас новой теорией украинской победы. Зеленский, правда, пытается убедить нас в том что отдавать украинские земли врагу не позволяет конституция. Но пуля-дура: она не знает, что конституция ей запрещает лететь туда, куда она летит и поэтому она летит себе и летит… И что с этим делать - совершенно непонятно…

Сегодня Зеленский прилетел к Мерцу, чтобы совместно с ним участвовать в телеконференции европейских лидеров с Трампом и Вэнсом накануне их встречи на Аляске с Путиным. Они там озвучили какие-то пять принципов, Трамп (будто-бы) их акцептовал, но вы же понимаете: Трампу в одно ухо влетает, в другое - вылетает. У него своя картина мира и он живет в рамках своих представлений о том, что человечеству на пользу, а что - нет.

Трамповская картина мира проста и незамысловата: Россия сильнее Украины. Европа могла бы помочь Украине, но у нее у самой нет ни сил ни воли это сделать. Без прямой военной помощи Украина в настоящее время победить уже не может, а Европа своих солдат бросать в бой точно не собирается. И даже хорошо, что так: иначе все это пахнет Третьей мировой войной.

Ровно по этой же причине и США этого делать не станут. Тем более, что цена мира - 25% территории Донецкой области. Это точно не тот приз, ради которого он, Дональд Трамп, готов начать Третью мировую войну. Ему проще заставить Зеленского уступить эти 25%. Или (если тот откажется) послать его на хер и отдать на съедение Путину.

Продолжение же финансовой и военной помощи Украине без прямого участия в войне - пустая трата денег и затяжка времени.

И ладно бы так, но в результате совершенно бессмысленно гибнут тысячи людей, а это точно не то, что Трамп готов оплачивать деньгами американских налогоплательщиков.

Сравнение с Мюнхенским сговором 1938 года в данном случае Трампа нисколько не волнует. К тому же это сравнение не релевантно: Мюнхенский сговор был фактически сдачей Чехословакии без всякой войны, а тут речь идет об условиях перемирия после трех с половиной лет боевых действий.

За эти три с половиной года все узнали чего стоит «вторая армия мира» и сколько сил ей нужно, чтобы преодолеть расстояние от Авдеевки до Покровска (50 км за полтора года). Все узнали чего стоит российское ПВО (украинские дроны легко пролетают вглубь России на тысячи километров и бомбят стратегически важные объекты) и Путин тоже знает, что в Пентагоне теперь все про него знают…

Поэтому встреча в Анкоридже точно не будет встречей Чемберлена с Гитлером. Это больше напоминает переговоры об урегулировании на Корейском полуострове в 1951 - 1953 годах, где все стратегические решения об условиях перемирия принимали с одной стороны - сначала Трумэн, а потом Эйзенхауэр vs Сталин (пока не умер) и Мао Дзе Дун - с другой.

Трампу совершенно нет дела до переживаний Зеленского и его политических перспектив. Даже если все о чем он договориться с Путиным станет приговором Зеленскому как политику, Трамп не задумываясь согласится на эти условия, если они покажутся ему выгодными и справедливыми.

Жестко? Жестко. Обидно? Еще как… Но против лома нет приема. Ставка Зеленского на Европу - слишком рискованна. Вот взять хотя бы того же Мерца: вроде бы начал человек по-серьезному помогать Украине. Но, нет: рейтинг падет, бюджет трещит по швам, АfD уже обгоняет по популярности христианских демократов… При таких обстоятельствах корректировка курса неизбежна.

Трамп понимает то, чего не хотят понять (или делают вид, что не понимают) украинцы: если они не хотят идти на фронт - то нужно подписывать «похабный»мир. За них никто воевать не будет. Ни дроны, ни (тем более) - чужие дяди. Дурных - нема.

Поймите меня правильно: мой упрек заключается не в том, что украинцы в массе своей не хотят идти на войну. Я как раз очень хорошо их понимаю и вовсе не осуждаю. Я не могу согласится с позицией: я сам на фронт не пойду и сына своего спрячу в Европе, но и «похабного» мира подписывать не позволю. Вот это по-моему уже не патриотизм, а свинство. Впрочем, патриотизм и есть свинство, если хорошенько подумать… Особенно казенный…

Слава Украине!