По сути, США начинают ускоренную монетизацию тех, стимулов, которые почти бесплатно предоставлялись ее союзникам.
Трамп "внезапно" открыл для своих партнеров банальную истину: безопасность - это услуга и она самая дорогая в пирамиде интересов как общества в целом, так и отдельно взятого индивида.
Кроме того, Трамп ослабляет экономическую опцию поддержки своих союзников в виде доступа к американскому рынку сбыта, самому ликвидному в мире.
ЕС долгое время мог удерживать НДС на импорт в размере 20-27%, но как только США (у которых налога на добавленную стоимость нет) решили компенсировать фискальный диспаритет с Европой с помощью пошлин, так сразу и раздался плач от Сяна до Атлантики.
По сути, Трамп лишь частично выравнивает фискальную нагрузку на импорт на двух берегах Атлантического океана.
Да, ЕС придется теперь развиваться без двух важных факторов глобальной конкурентоспособности - "бесплатного" зонтика безопасности (экономия на затратах на оборону - примерно 3,5 триллиона долларов за последние 25 лет) и почти "бесплатного" доступа на американский рынок сбыта - около 1,5 трлн дол за этот же период.
Таким образом, за 25 лет США обеспечили ЕС два фактора глобальной конкурентоспособности общей капитализацией до 5 трлн дол, что составляет 20% от годового ВВП по итогам прошлого года.
Если пересчитать с фактором времени - будет в разы больше - более 10 трлн дол.
В годовом исчислении - до 2,5% ВВП в год. Огромная сумма.
Можно ее не платить, но тогда ЕС останется без фактора безопасности (точнее, он частично сохранится пока идет война в Украине) и без фактора экспорта в США (а куда еще экспортировать, не в Китай же).
Украина уже увеличила отрицательное торговое сальдо с ЕС до 18 млрд евро по итогам прошлого года или до 12% ВВП, но больше явно не сможет.
Поэтому ЕС придется находить иные факторы глобальной конкурентоспособности.
Бесплатного фактора безопасности, доступа на американский рынок сбыта с минимальными пошлинами, равно как и относительно дешевых энергоресурсов, уже не будет.
По мере регионального выравнивания, нет уже и фактора крупных инфраструктурных проектов.
Исчерпан фактор расширения ЕС и вовлечения новых рынков и базовых ресурсов в общую экономическую систему.
По сути полностью амортизирован волновой эффект европейской интеграции и экономической конвергенции стран ЕС , который формировался с 90-х годов и до вступления в ЕС стран Балтии
Нужно формировать новые факторы долгосрочного развития.
Что касается тарифной модели Трампа, то я бы очень хотел, чтобы ее реализация была успешной, так как многие годы, можно сказать, проповедую модель импортных и экспортных тарифов в Украине для минимизации отрицательного торгового сальдо и структурной перестройки экономики.
Более того, я считаю, что НДС - должен стать "внутренним" налогом, не затрагивающим экспорт и импорт.
Экспорт и импорт должны облагаться прямыми налогами, такими как пошлина.
Пошлина - это прямой налог, без права налогового кредита.
А НДС - это сальдовый налог, с правом формирования налогового кредита/обязательств по цепочке контрагентов.
Что приводит к постоянному схематозу, такому как компании-скрутки и схемы с товарным пересортом, особенно процветающие в Украине.
Пошлину, как и единый налог - очень трудно схематозить, налоговый кредит по этим фискальным сборам не собирается и не передается.
Поэтому, "на входе" и на "выходе", то есть на импорте и на экспорте должны применяться прямые пошлины, для Украины оптимумом по пошлинам может быть базовая ставка в размере 10% с варьированием от 5% до 15%.
Например, на импорт важного оборудования и технологий - 0-5%, на экспорт сырья - 15%.
НДС можно оставить в качестве исключительно "внутреннего налога": сейчас значительную того НДС, который таможня собирает с импорта в Украине "скручивается" в качестве налогового кредита по внутренним обязательствам.
Поэтому "внутренний НДС" у нас составляет относительно небольшую часть налоговых сборов.
Для понимания цифр.
В 2024 году (январь-октябрь):
- 384,2 млрд грн – НДС на ввезенные в Украину товары.
- 222,1 млрд грн – НДС на товары, произведенные в Украине (собрано 347 млрд грн, возмещено – 124,9 млрд грн).
Если ввести импортную пошлину и отменить НДС при импорте, в таком случае ставку "внутреннего НДС" можно снизить до 15%.
Недобор внутреннего НДС будет компенсирован ликвидацией схем при импорте и импортной пошлиной, кроме того, снижение НДС на товары, произведенные в Украине, будет имеет дезинфляционный эффект и содействовать росту внутреннего потребления и платежеспособного спроса.
А пошлины на экспорт сырья нельзя "проедать" - их надо накапливать в национальном резервном фонде и использовать для инфраструктурного развития и структурной перестройки экономики в сторону более глубоких технологических переделов.
Или выплачивать гражданам страны на специальные счета.
Но возвращаясь к Трампу и его системе пошлин.
Средний уровень тарифов в США вплотную приблизился к аналогичному показателю времен Великой Депрессии 30-х годов прошлого века - к 20%.
В апреле этого года тарифы уже были на этом уровне (в среднем).
Сейчас произошло снижение до 15%, но такой уровень опасно близок к критическому.
Основная причина - на модели импортных тарифов Трампа лежит печать геополитического упадка США.
В них нет системности и рациональности, зато есть нервичность и опасная изменчивость.
Например, торговая сделка заключена с ЕС и Японией и это логично.
Но она не заключена с Индией - ключевой страной в контексте сдерживания Китая в Индо-Тихоокеанском регионе.
Она не заключена с Казахстаном - ключевой страной Центральной Азии.
Что толкает и Казахстан, и Индию в сторону Глобального Евразийского острова.
Сделка заключена с Филиппинами, что логично, так как это ключевой союзник США в регионе.
Но она не заключена с Таиландом.
Зато заключена с Вьетнамом (который сближается с Китаем) и Индонезией (которая подала заявку на вступление в БРИКС и это стало самой недооцененной новостью начала года).
Добавим сюда постоянные торговые "разборки" с ключевыми соседями, такими как Мексика и Канада и торговую войну с Бразилией - важнейшей осевой страной региона и получим ту самую "картину маслом".
Поэтому, идея с тарифами, по сути, безальтернативна для США (для выравнивания торгового баланса и сокращения дефицита федерального бюджета), но ее исполнение пока больше похоже на знаменитый акт Смута-Хоули, который в 1930 году нанес тарифный удар по союзникам США и "сочувствующим" и это привело к Великой Депрессии в Америке и рецессии всей мировой экономики.
Это и есть та самая "печать" упадка.
Еще не "седьмая", Америка сохраняет способность к постоянной витальной изменчивости, но уже и не "первая" и далеко не "вторая".