«Война городов» - Дмитрий Чернышов

«Война городов» - Дмитрий Чернышов

Судя по последней страшной атаке Киева, Путин решил применить против Украины тактику Саддама Хусейна, которая получила название «Война городов» — тактику террора гражданского населения, когда главной целью становится не уничтожение армии противника, а подрыв его воли к сопротивлению. Напомню, как это было:

К 1984-1985 годам ирано-иракская война превратилась в позиционную мясорубку, очень напоминающую Первую мировую. Линия фронта практически застыла на месте. Ирак, который начал войну, перешел к обороне, опираясь на свое превосходство в технике (танки, авиация, химическое оружие), полученной от СССР и Запада. Иран, несмотря на нехватку техники, компенсировал это "живыми волнами" — массовыми атаками плохо обученных, но фанатично преданных добровольцев (Басидж) и Стражей Исламской революции (КСИР). Иран активно использовал детей-солдат в своих атаках. Есть легенда, что дети шли в бой с пластиковым ключом на шее, выданным лично аятоллой. Это был их персональный ключ от райских ворот. Иногда детей использовали как живых саперов, бросая через минное поле, чтобы проложить путь для настоящих солдат, которые шли за ними.

Ни одна из сторон не могла добиться решающего перелома на поле боя. И тогда в 1984 году Саддам решил перенести войну в тыл, в города противника. Ирак, обладая превосходством в воздухе, начал бомбить иранские города, расположенные близко к границе. Иракские бомбардировщики Ту-22 нанесли бомбовые удары по Тегерану, Исфахану и Куму. 25 февраля 1984 года 4 иракских «Этендара» осуществили налёт на иранскую АЭС Бушер. Потом иракские ВВС ещё шесть раз бомбили станцию, сумев нанести ущерб более чем на 4 миллиарда долларов. 27 марта «Этендары» нанесли первый удар по танкерам, заходившим в иранские порты. К концу 1984 года иракским самолётам удалось поразить 45 иностранных судов, из них 14 — потопить. В ответ Иран, не имея сильных ВВС, начал обстреливать иракские приграничные города (в первую очередь Басру) из артиллерии и тактических ракет малой дальности.

А в 1985 году начался массовый ракетный террор. Чтобы сломить иранский дух, Саддам Хусейн начал систематические авиационные и ракетные удары по крупнейшим иранским городам, включая столицу — Тегеран. Иракцы использовали советские тактические ракеты "Луна-М" (FROG-7), а затем и более мощные "Скад-Б" (Р-17). Для Ирана это было страшным ударом. Их ПВО была слаба, а авиация практически прикована к земле из-за нехватки запчастей. Но аятолла Хомейни тайно получил небольшую партию ракет "Скад-Б" из Ливии от Муаммара Каддафи. И 12 марта 1985 года первая иранская ракета ударила по столице Ирака — Багдаду. Началась первая в истории настоящая война баллистических ракет между двумя странами. Жители обеих столиц жили в постоянном страхе.

После 1985 года интенсивность обстрелов то спадала, то нарастала. Обе стороны накапливали и модернизировали свои ракетные арсеналы. Ирак с помощью немецких и египетских инженеров начал программу по увеличению дальности своих "Скадов", создав модификации "Аль-Хусейн" и "Аль-Аббас". Это позволяло им доставать до самых дальних иранских городов. А в феврале 1988 года начался ад, получивший название "Война 52 дней".

Обе стороны обрушили друг на друга весь свой накопленный ракетный потенциал. Это уже были не единичные пуски, а массированные залпы. Ирак выпустил около 190 модернизированных ракет "Аль-Хусейн" по Тегерану, Кому и Исфахану. Иран ответил запуском около 75-80 ракет "Скад-Б" по Багдаду, Мосулу и Киркуку. В Тегеране началась массовая паника. Около 3 миллионов человек бежали из города в более безопасные сельские районы. Сирены воздушной тревоги, ночи в бомбоубежищах, разрушенные дома и бессмысленные жертвы — все это стало повседневной реальностью. Аналогичная, хотя и менее масштабная, картина наблюдалась в Багдаде.

Хотя жертв от ракетных ударов было не так много по сравнению с потерями на фронте (несколько тысяч с обеих сторон), психологический эффект был колоссальным. Ирак продемонстрировал, что может безнаказанно наносить удары по самому сердцу Ирана, по его столице, и режим Хомейни не может защитить своих граждан. Именно этот ракетный террор, вместе с применением Ираком химического оружия на фронте, стал одной из главных причин, почему Иран в итоге согласился на перемирие в августе 1988 года. Аятолла Хомейни сравнил это решение с "испитием чаши с ядом".

p.s.

Добавлю, что именно «Война городов» привела к возникновению иранской ракетной программы. Совсем недавно Иран решил повторить эту тактику с Израилем, но что-то пошло не так