"Два околонефтяных текста в свете сегодняшних событий..." - Алексей Копытько

"Два околонефтяных текста в свете сегодняшних событий..." - Алексей Копытько

Сделаю д.

Первый.

Малюк ввёл кинетические санкции против двух танкеров российского «теневого флота». Это прецедент.

Как уже сообщили все СМИ, дронами 13 управления ДВКР СБУ совместно с ВМСУ поражены танкеры KAIRO та VIRAT. Суда примечательны тем, что:

• Оба под международными санкциям;

• Мухлюют с флагами (ситуативно – Гамбия или вообще без флага), выключают транспондеры, осуществляют перевалку в море и т.д. – нарушают все возможные международные правила;

• Формально принадлежат китайским компаниям, но ходят с российскими капитанами;

• Уже в статусе «теневых» суммарно перевезли порядка 2 млн тонн российской нефти.

Танкеры были пустые, направлялись в Новороссийск за очередной порцией товара, т.е., санкции против них введены в щадящем режиме.

Хочу обратить внимание на 2 вещи.

Формальное.

20 июля 2023 года Минобороны Украины в ответ на агрессивные действия российской стороны, в частности – вследствие российских угроз судам с зерном и попыток блокировать т.н. «зерновой коридор»/зерновую сделку, объявило, что все суда, направляющиеся в российские порты, отныне рассматриваются как потенциальные военные цели.

Я прекрасно помню, как появилось это сообщение и какова была реакция.

Часть украинских дипломатов упала в обморок, а, очнувшись и заламывая руки, начала стенать, а как же мы будем это коммуницировать международным партнёрам? Им было предложено сообщить международным партнёрам, что у нас война, это многое объяснит. Надо сказать, что тогдашнее руководство МИД очень здраво и трезво повело себя в той ситуации, сделав свою работу.

Международные партнёры осторожно интересовались в МОУ: а вы что, будете их прям топить? Прям под воду? С пузырьками? Позиция была очень прозрачная – не Украина это начала. Но у Украины достаточно возможностей, чтобы сыграть в эту игру вдвоём. Крейсер «Москва» не даст соврать.

Чем закончилось? Россияне и их прихлебатели что-то там поныли, а потом отползли. И зерновой коридор заработал без них.

Моральное.

Увидел поток комментариев двух типов.

А как же экологическая экология?

А что, если россияне атакуют наши порты?

Во-первых, россияне готовились НАРАСТИТЬ непрекращающиеся (!) удары по нашим портам, не сомневайтесь. Это был следующий шаг в серии попыток обрушить наш тыл. Но теперь они видят, что будет в ответ. Без лишних слов. И все грузоотправители/получатели теперь видят. Если возникнет желание вести дискуссию на таком уровне, это не будет российский монолог. Об этом предупредили более 2 лет назад. 

Во-вторых. Все в Украине эти цифры знают, приведу ещё раз.

С 2022 года только в Харьковской области российские солдаты убили 106 детей. Сотни ранены. Чудом погибших не стало на десятки больше после недавней российской атаки на детский сад.

Вследствие российского удара ракетой по жилому дому в Тернополе 19 ноября погибло 35 человек, из них – 7 детей.

Вследствие сегодняшней массовой атаки на Киев 2 человека погибли и 15 ранены. Россияне убили человека в Бериславе, искалечили ребёнка в Запорожье…

Это бесконечный список. Каждый день.

А урон украинской природе – вообще неописуем словами.

Одна из причин, почему Россия до сих пор способна убивать украинцев и калечить нашу землю – это потоки кровавой нефти, которую радостно покупают различные страны.

«Теневой флот», который почему-то никто не видит, ходит через территориальные воды стран НАТО и обеспечивает минимум треть экспорта российской нефти. Как это объяснить?

Украина давно обладает всеми моральными правами топить этот флот везде, потому что нам не оставили никакого иного выбора. Чем раньше европейские партнёры закроют для российской нефти Балтику, тем быстрее закончится война и тем меньше урона будет нанесено.

Знаете, что самое интересное?

Международная реакция достаточно сдержанная. Отчасти сказывается суббота. Но в значительной мере, потому что все понимают – Украина бесконечно права, и что-то предъявлять по поводу танкеров могут только полные моральные уроды.

Второй нефтяной пост. О Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).

Что это такое, я подробно разбирал несколько дней назад, кому интересно – полистайте. Формально: это на 51% российская труба, в которой миллионы тонн российской нефти. Т.е. – приоритетная военная цель, источник финансирования агрессивной войны.

Вместе с тем.

Несколько базовых утверждений.

1.Украина точно не рассматривает Казахстан как недружественную страну. Наоборот. Отношение позитивное. Украинцы в массе понимают, в какой непростой ситуации находятся казахи, выстраивая свою независимость. Поэтому мы передаём имеющиеся знания о действиях россиян, оцениваем, что работает – что не работает, и др.

2.У украинской стороны объективно накапливаются претензии. Потому что, при всём понимании, трудно игнорировать поток «серого»/параллельного импорта в Россию станков, комплектующих к ракетам, дронам, других товаров двойного назначения, которые каждый день убивают украинцев.

Эти претензии не выливаются в большие скандалы только потому, что 1) мы чувствуем и ценим поддержку многих казахов (которым не так просто выражать это публично); 2) мы видим отдельные шаги руководства Казахстана по диверсификации и балансированию российского влияния.

Принимаемые меры нам кажутся категорически недостаточными. Однако никаких иллюзий нет. Всё и сразу не получится. Думаю, именно поэтому КТК был вынесен за скобки, ибо эта труба обеспечивает 80% экспорта нефти из Казахстана (в которой около четверти – собственно казахской).

Казахская сторона так же вела себя вполне адекватно. МИДы Украины и Казахстана в контакте. При этом министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов после недавней атаки на терминал «Транснефти» «Шесхарис» и в общем контексте атак на нефтяную инфраструктуру сказал буквально следующее: "Я знаю, что наше внешнеполитическое ведомство ведёт какие-то переговоры, предпринимает усилия по данному вопросу. Но мы не можем вмешиваться в отношения других стран, между собой в том числе". Ясно?

Ну, т.е., специально вредить казахам Украина точно не будет. Однако это война, и возможно всякое.

Теперь следим за руками.

Что касается сегодняшних новостей.

Сегодня утром на сайте КТК появилось сообщение: некие неизвестные безэкипажные катера «террористически» атаковали одно из трёх (подчёркиваю – одно из трёх) выносных причальных устройств морского терминала. Данное ВПУ (№2) в нерабочем состоянии («агрегат выведен из строя до проведения полного комплекса ремонтно-восстановительных работ»), погрузка остановлена, танкеры отведены, экологической угрозы нет.

Что характерно – на русскоязычной версии сайта КТК данное сообщение есть, а на англоязычной – нет. Видимо, выходной. На сайте компании «КазМунайГаз» вообще нет никаких сообщений (а это владелец 19% КТК). Т.е., инцидент не заслуживает прерывания отдыха.

Новость о «террористической атаке» стали яростно продвигать российские СМИ со ссылкой на КТК. Через время подключились казахские.

К середине дня появилась реакция Минэнерго Казахстана.

Суть: 1) так нельзя; 2) активизирован план по перенаправлению экспортных объемов нефти на альтернативные маршруты.

Так вот.

До тех пор, пока какая-то из украинских структур официально (!!!) не возьмёт на себя ответственность за указанный инцидент, я считаю и буду всех убеждать, что КТК атаковали россияне.

Просто оцените.

Во-первых, Россия заранее создала фон, заявив об атаке на административное здание КТК 25 ноября. Хотя все видели, что той ночью российское ПВО палило во все стороны, било ракетами по жилым домам и обстреливало всё живое.

Тезис «Украина атаковала здание КТК» форсили именно российские СМИ, казахи – очень сдержанно. Когда появились новости об ударах по танкерам «теневого флота», возникла благоприятная для россиян ситуация.

Во-вторых, у морского терминала КТК – три выносных причальных устройства. Но обычно работают только два. Одно или в резерве, или проходит регламент.

Т.е., повреждение одного ВПУ скажется на работе терминала примерно никак. Есть полнейший аналог: после атаки на НПС «Кропоткинская» КТК только увеличил объёмы перевалки. Поэтому разыграть драму получится только перед теми, кто совершенно далёк от вопроса.

В-третьих, россияне крайне заинтересованы защитить терминал «Шесхарис» в Новороссийске, который полностью российский, и 90% нефти в нём – российские. Это – миллиарды долларов. А как заявил товарищ Путин, на КТК Россия зарабатывает «копейки».

Т.е., выпиливание КТК будет означать для России некоторые потери (там качается несколько миллионов тонн российской нефти из Прикаспия и Северного Кавказа, которую можно перенаправить), но несопоставимые с потерей «Шесхариса». Зная подлый характер россиян, просто удивительно, что они до сих пор не взорвали КТК, обвинив Украину.

Я не буду сейчас исключать какие-то варианты, ибо их много. Например, россияне хвастались, что подавили РЭБом какую-то часть наших БЭКов. Теоретически они могут атаковать ими что угодно. Возможна какая-то политическая подоплёка, которую мы не понимаем. Например, в РФ "по-серому" доставлена большая партия комплектующих. И будут заявления, которые мы сможем оценить в комплексе какое-то время спустя.

Но факты таковы: в Новороссийске есть две трубы с примерно одинаковой пропускной способностью, имеющие несопоставимое значение для Кремля. И как только начались успешные атаки Украины на российский «Шесхарис», внезапно начал страдать российско-международный КТК. Хотя до этого в период атак по Новороссийску не страдал. Совпадение?

Вообще не удивлюсь, если речь идёт о «педагогической» мере со стороны Кремля в адрес Акорды после визита Токаева в Вашингтон и фиксации формата «ЦА+Азербайджан».

И ещё одно. Я прям был удивлён масштабом.

Полистал комментарии на разных казахских сайтах и в группах.

Среди явно доминирующих позиций, такая: если бы руководство Казахстана за 30 лет озаботилось альтернативными маршрутами, сейчас была бы совсем иная ситуация. И это повод форсировать.

Наиболее острый тезис: за 3,5 года полномасштабной войны надо было напрячься и настроить труб через Каспий, пока Россия была занята и помалкивала. Азербайджан свои вопросы сумел решить, а Казахстан потерял время. Так что нечего жаловаться. И это пишут казахи на казахском языке.

И с этим трудно не согласиться…

Поэтому во всех подобных случаях дожидаемся официальных комментариев.