"Знак того, что маятник продолжает качаться" - Ostap Karmodi

"Знак того, что маятник продолжает качаться" - Ostap Karmodi

Как ни открою сегодня ленту, вижу новые и новые посты про Мамдани, большинство из которых кажутся мне... как бы это сказать... плохо продуманными. Поскольку в интернете опять кто-то неправ, пришлось взяться за клавиатуру.

1. Самое странное заявление — и встречающееся чаще всего, это "Какое вам дело в вашем Бобруйске, кого там выбрали мэром Нью-Йорка?" Всем должно быть дело до того, кого выбрали мэром Нью-Йорка. Америка — Рим современности, Нью-Йорк — фактическая столица мира, всё, что там происходит, неизбежно отдаётся по всей планете, даже в Лаосе и Уганде, а уж в Европе и Израиле и подавно. То, что мэром столицы мира выбрали радикального социалиста, неизбежно вызовет волны, которые обойдут весь земной шар и, возможно, не раз. И прямо и косвенно, потому что левые политики во всех странах всегда пытаются копировать американских левых, а правые — американских правых.

2. Победу Мамдани вне США воспринимают как какое-то изолированное событие. Но выборы вчера проходили не только в Нью-Йорке, а ещё очень много где. И почти везде победили Демократы. В основном они победили там, где Демократы и так были у власти, но, например, в Вирджинии руководство штата, которое было полностью республиканским, сменилось на полностью демократическое. Так что это не только победа Мамдани, это ещё и показатель того, что избирателям не нравится то, что делает Трамп, и они хотят ему это показать.

3. Нью-Йорк левый город, у Республиканцев там сейчас просто нет шансов, если только они не выставят какого-то уникально убедительного кандидата. Они его не выставили. На праймариз Демократов Мамдани противостояли полностью дискредитированный коррупционными и прочими скандалами Эндрю Куомо и настолько же левый, как и сам Мамдани, но менее харизматичный, Бред Лэндер. Проиграв праймариз Куомо решил баллотироваться как независимый кандидат, и опять стал главным соперником Мамдани. Между коррупционером и радикалом нью-йоркцы дважды выбрали радикала. Если бы Мамдани противостоял кто-то получше, результат мог бы быть другим.

4. Но эти детали очень быстро забудутся. Останется то, что победил левый радикал. Это неизбежно вдохновит крайне левое крыло Демпартии, которое теперь будет говорить, что радикальные социалисты могут выигрывать действительно крупные выборы, и ещё активнее пытаться захватить контроль над всей партией. Либо это им удастся и остальные Демократы под них подстроятся, как Республиканцы подстроились под Трампа, либо партия окажется серьёзно внутренне расколотой. И то и другое окажет очень большое влияние на следующие выборы, как в Конгресс, так и президентские.

5. Что касается самого Нью-Йорка. Многие пишут, что кто бы там ни победил на выборах, в городе мало что изменится. Нью-Йорк — сложный организм, его так просто не угробить. Ерунда. Левые отлично угробили Сан-Франциско и кучу других крупных городов, как в Америке, так и вне её. И Нью-Йорк они уже как минимум один раз угробили — в 1970-х это был абсолютно убитый, грязный, опасный город. Они справятся и сейчас.

6. Но это не произойдёт, как надеются некоторые другие авторы, к следующим выборам — ни 2026, ни 2028 года. Нью-Йорк ещё послужит для остальной страны страшилкой на тему "Вот что бывает, если допустить социалистов к власти", но это произойдёт где-то лет через 10 — на то, чтобы перемены к худшему стали не просто заметны, но бросались в глаза, требуется немалое время.

7. Несмотря на пункты 2 и 3 выше, победа социалиста всё же важный знак. Знак того, что маятник продолжает качаться. Избрание Трампа было реакцией на сдвиг Демократов влево. Но после избрания Трамп не вернул вещи к здравому смыслу, а резко сдвинулся вправо, даже относительно самого себя на первом сроке. И это право — не то право, о котором мечтают классические либералы и либертарианцы типа меня. Это авторитарное право из Европы 1930-х годов. Я не хочу использовать слово "фашист", но политика Трампа уже напоминает политику Муссолини. И становящимися всё более явными попытками построить корпоративистское государство, где власть не национализирует бизнес прямо, но стремится его контролировать, вместе с образованием, культурой и всеми другими областями жизни. И нетерпимостью ко всякому инакомыслию, как вне, так и внутри правящей партии. И презрением к демократическим институтам и законам. В обычной скучной повседневной политике на сдвиг одного из политических флангов к краю, другой фланг обычно сдвигается к центру, чтобы подобрать брошенных там избирателей. Но сейчас не обычные скучные времена. Когда маятник качается с такой амплитудой, как последние 10-15 лет, остановить его уже почти невозможно, и на сдвиг Трампа вправо Демократы почти неизбежно должны были сдвинуться влево, что сейчас и происходит. Боюсь, что дальше эти колебания будут только усиливаться, пока их не остановит какое-нибудь из ряда вон выходящее событие. Надеюсь, что это, как век назад, не будет война.